Скрыть
Раскрыть

2013. №4

Теоретические и прикладные исследования

8–69

Кузьминов Ярослав Иванович - кандидат экономических наук, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа эконо-мики», научный руководитель Института институциональных исследований.
 E-mail: kouzminov@hse.ru

Семенов Дмитрий Сергеевич - заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: dsemyonov@hse.ru

Фрумин Исак Давидович - доктор педагогических наук, научный руководитель Института образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа эконо-мики».  E-mail: ifroumin@hse.ru

Обсуждаются основания структурного анализа в системе высшего образования. Обосновывается использование ориентации на специфические сегменты рынка труда и характера основного продукта университета в качестве оснований типологии и выделения групп организаций. На основе сформулированного подхода к типологии реконструируется советский «мастер-план», поскольку, с точки зрения авторов, сегодняшняя структура российской системы высшего образования во многом определяется советским опытом ее развития. Показано, что советский проект был построен на идее административного регулирования рынка труда и в целом реализовывал модель квазикорпоративной системы высшего профессионального образования. Анализируются изменения, произошедшие в структуре системы высшего образования, доставшейся России от СССР, под влиянием внешних для системы образования факторов и весьма в малой степени — за счет сознательной государственной политики. На основании анализа количественных данных описывается типология организаций высшего образования, возникшая в результате этих изменений. Рассматриваются возможные направления структурной политики в сфере высшего профессионального образования как основы для создания «мастер-плана» реструктуризации системы высшего образования в России. Сформулированы цели, которым должна отвечать модернизация структуры высшего образования.

* в прикрепленном файле упоминается Фонд Карнеги («Фонд Карнеги за международный мир»), признанный в РФ иноагентом и внесенный Генпрокуратурой РФ в реестр нежелательных на территории России организаций.

70–84

Валеева Диляра Рашитовна - стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: dvaleeva@hse.ru

Польдин Олег Викторович- кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международнойнаучно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: opoldin@hse.ru
Адрес: 603155,Нижний Новгород, ул. Б. Печерская,д. 25/12.

Юдкевич Мария Марковна- кандидат экономических наук, проректор, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.  E-mail: yudkevich@hse.ru

Исследуются характеристики социальных связей студентов, обучающихся на экономическом факультете одного из российских университетов. Показано, как дружеские связи и связи помощи при обучении соотносятся с индивидуальными чертами студентов. Для обеих сетей характерна взаимность связей и склонность связей замыкаться в триады. Вероятность наличия связи между студентами зависит от их принадлежности к одной учебной группе и к одному полу. Студенты обращаются за помощью и дружат с одногруппниками со схожим уровнем академических достижений. Академически успешные студенты востребованы в сети помощи, однако не являются популярными в сети дружбы. Обсуждается значение дружеских связей между студентами для формирования эффектов сообучения.

85–126

Бьянкани Сьюзан - научный сотрудник Педагогической школы Стэнфордского университета. E-mail: biancani@standford.edu
Адрес: School of Education, Stanford Universit y, 485 Lasuen Mall, Stanford, C A94305, USA.

Макфарланд Дэниел А. - научный сотрудник Педагогической школы Стэнфордского университета. E-mail: mcfarland@stanford.edu
Адрес: School of Education, Stanford Universit y, 485 Lasuen Mall, Stanford, C A94305, USA.

В обзоре литературы, посвященной исследованию социальных сетей в высшем образовании, работы представлены как аналитически, так и эмпирически. Обзор организован следующим образом: описательные работы; исследования, в которых сети выступают зависимой переменной; исследования, в которых сети выступают независимой переменной. Рассматриваются закономерности образования дружеских связей между студентами, влияние расовых и этнических различий на формирование социальных связей в студенческой среде,  воздействие этих связей на академическую успешность учащихся. 

127–144

Креховец Екатерина Владимировна - аспирант, старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ (НижнийНовгород). E-mail: ekrekhovets@hse.ru

Польдин Олег Викторович - кандидат физико-математических наук,научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: opoldin@hse.ru 

Статья представляет собой введение в проблематику эмпирического анализа социальных сетей студентов высших учебных заведений: в ней приводятся основные определения и рассматриваются ключевые статистические характеристики сетей. Описаны два подхода к моделированию социальных сетей. Модели, в которых сеть рассматривается как многомерная зависимая переменная (экспоненциальные модели случайных графов, стохастические актор-ориентированные модели и др.), объясняют характер связи свойствами агентов и сетевыми статистиками. Модели, в которых сети являются независимыми переменными (например, пространственные регрессионные модели), объясняют результаты деятельности акторов на основании свойств сети, результатов действий и характеристик других акторов. Представлен обзор эмпирических исследований социальных сетей студентов вузов, посвященных закономерностям их формирования и их влиянию на успеваемость и поведение учащихся.

145–167

Титкова Вера Викторовна - младший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб. E-mail: tvera.vgmail.com

Иванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социологии образования и наукиНИУ ВШЭ — СПб. E-mail: v.ivaniushina@gmail.com

Александров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, про-фессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУВШЭ — СПб, заместитель директора НИУ ВШЭ — СПб.  E-mail: da1581@gmail.com

Исследуется связь между успеваемостью ученика и его популярностью среди одноклассников в классах с разным уровнем академической мотивации. Выборка состоит из 5906 учащихся 8–10?х классов в возрасте 14–16 лет (309 классов, 101 школа). Данные анализировались с применением многоуровневого регрессионного анализа (HLM7). Надежность полученных результатов была подтверждена применением специального диадного анализа для сетевых данных (р2). Обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, свидетельствующие о гендерной специфике факторов популярности. Хорошая успеваемость важнее для популярности девочек, чем для популярности мальчиков. Популярность девочек положительно связана со средним баллом независимо от контекста класса. Связь между оценками мальчиков и их популярностью зависит от контекста: в классах с высокой академической мотивацией эта связь положительна, в классах с низкой мотивацией — отрицательна.

168–187

Нежнов Петр Геннадьевич - кандидат психологических наук. E-mail: nejnoff@gmail.com

Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математическихнаук, доцент, старший научный со-трудник Центра мониторинга каче-ства образования Института образова-ния НИУ ВШЭ.
Адрес: 101000, Москва,ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: ekardanova@hse.ru

Рябинина Любовь Анатольевна - заместитель директора Центра оценкикачества образования (г. Красноярск).
Адрес: 660049, Красноярск, просп.Мира, д. 76. E-mail: ryabinina@kipk.ru

В рамках теории культурного развития с помощью уровневых педагогических тестов по математике и русскому языку исследуется процесс присвоения учащимися содержания программы начальной школы. Установлено, что процесс присвоения программного материала выходит за временные рамки начальной школы, а именно: полное присвоение учебного содержания начальной школы происходит примерно к концу основной школы.

188–246

Ястребов Гордей Александрович - кандидат социологических наук, стар-ший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ.  E-mail: gordey.yastrebov@gmail.com

Бессуднов Алексей Рудольфович - PhD, научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ.
E-mail:abessudnov@hse.ru

Пинская Марина Александровна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: m-pinskaya@yandex.ru

Сергей Геннадьевич Косарецкий - кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail:skosaretski@hse.ru

Анализируется связь различий в образовательных результатах между российскими школами с их различиями по характеристикам 1) социального состава учащихся, 2) самих образовательных учреждений и 3) территорий, на которых они расположены. Использованы данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011–2012 гг., а также материалы муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях разного типа. Статистический анализ проводился с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (средние показатели ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) с разным кадровым и материальным обеспечением. Уровень депривации территорий самостоятельного влияния на образовательные результаты не оказывает: типично низкие результаты обучения, например, в сельских школах связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава учащихся.

Практика

247–260

Ушаков Константин Михайлович - доктор педагогических наук, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ.
E-mail: konst@direktor.ru

Понятие «реальная структура школы» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. В статье рассматриваются как основания, так и инструментарий, позволяющий оценивать реальные устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры школы, которая рассматривается как социальная сеть. Низкий уровень сложности сети может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации, а усложнение реальной структуры является важным ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует наращиванию социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Проведен пилотный этап исследования на базе пяти российских школ из разных регионов. Показано, что реальные структуры взаимодействия в них действительно характеризуются низким уровнем сложности: в школьных коллективах доминируют односторонние связи, доля взаимных связей незначительна, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, присутствие триад крайне ограниченно.

261–282

Каспржак Анатолий Георгиевич - кандидат педагогических наук, профессор, директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ. E-mail: agkasprzhak@hse.ru

Рассматриваются реформы систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки, которые были осуществлены в последние десятилетия XX в.: причины реформ, основные изменения, их узловые элементы, которые, по мнению автора статьи, необходимо учесть в ходе проектирования реформы педагогического образования в России. Обсуждаются такие показатели престижности профессии, как размеры заработной платы учителей в разных странах, качество абитуриентов педагогических вузов. Во многих странах разработаны хорошо зарекомендовавшие себя системы мер для привлечения молодых людей в профессию: предоставление ежемесячных пособий учащимся выпускных классов школ с условием, что они после окончания вуза не менее трех лет отработают в школе; особый порядок зачисления абитуриентов на учительские образовательные программы, при котором наряду с централизованным тестированием проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации; предоставление возможности получить педагогическое образование несколькими путями; создание карьерных перспектив. Показано, что в России отсутствуют институциональные механизмы, обеспечивающие закрепление молодых людей в профессии, а изменения, в том числе весьма позитивные, чрезвычайно трудно оформляются нормативно.  

283–299

Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор Института образования НИУ ВШЭ.
 E-mail: kpolivanova@mail.ru.

Сазонова Елена Валериевна - аспирантка Психологического института РАО. E-mail: sazonova_ev@mail.ru.
Адрес: 119019, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

Шакарова Марта Автандиловна - кандидат психологических наук, исследователь рекрутингового агентства ООО «Бигл». E-mail:roxish@mail.ru. Адрес: 115280, Москва,ул. Ленинская слобода, д. 19. 

Изменение обстоятельств взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства». Подчеркивается необходимость новых исследований в области психологии развития, которые применяли бы культурно-исторический подход на современном материале. Представлены два эмпирических исследования: сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе современных мультсериалов и подросткового чтения на материале книг Дж. Роулинг. Показано, что игра современных дошкольников обладает развивающим потенциалом, а ее сюжеты воспроизводят сложные коллизии в отношениях между людьми. Исследование причин популярности книг о Гарри Поттере обнаружило особую чувствительность подростков к характеристикам действия — яркого, героического, с неизвестным результатом.

Статистика и социология образования

300–309

Материал подготовлен заведующей отделом статистики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ  О. К. Озеровой  и старшим научным сотрудником Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ кандидатом экономических наук  Д. Р. Бородиной.

Представлен анализ статистических показателей, характеризующих один из сегментов рынка образовательных услуг — дополнительное профессиональное образование, а также финансовые стратегии руководителей образовательных организаций. На базе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях» (последние отчетные данные за 2010 г.) приводятся сведения о численности прошедших обучение, о возрастной и половой структуре данного контингента, а также о численности обучающихся среди работников разных категорий, о предпочитаемых формах обучения (с отрывом или без отрыва от производства) и длительности обучения. По данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в сентябре 2011 г., проанализировано участие населения в дополнительном образовании. 


310–334

Попов Дмитрий Сергеевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail:dmitry_popov@sociolog.net

Тюменева Юлия Алексеевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.  E-mail: jutu@yandex.ru

Ларина Галина Сергеевна - аналитик Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: larina.gala@gmail.com

Социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В исследовании, основанном на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты внешкольной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением образовательную траекторию. Обнаружено, что значимыми медиаторами эффекта семейных ресурсов являются личные образовательные достижения выпускника основной школы и его намерения относительно будущего образования.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»